Эрмитаж – шедевры в царских интерьерах

Эрмитаж в Санкт-Петербурге

Эрмитаж – один из крупнейших музеев планеты, коллекция которого состоит из 3 миллионов уникальных экспонатов. Все произведения, хранящиеся в Эрмитаже, отличаются высокой художественной ценностью, есть среди них и мировые шедевры. Чтобы обойти все залы музея и уделить каждому экспонату хотя бы минуту понадобится больше 8 лет.

Основательницей Эрмитажа была Екатерина II, она приобрела первые коллекции и позаботилась о помещениях для их хранения. Ее потомки также вносили свой вклад в развитие музея. Фото шедевров Эрмитажа можно найти в альбомах по изобразительному искусству, там же размещено краткое описание экспонатов музея.

Где находится Эрмитаж

Музей находится на Дворцовой площади.

Адрес: Дворцовая площадь, 2, Санкт-Петербург, Россия.

Как добраться: метро – до станций «Адмиралтейская», «Невский проспект».

История создания Эрмитажа

Лавры основательницы Эрмитажа принадлежат Екатерине II. Она начала собирать коллекцию, которая сегодня считается одной из лучших в мире. Здания, в которых сегодня миллионы людей восхищаются шедеврами живописи и скульптуры возводились в годы правления императрицы. Рассмотрим подробнее, как создавался и развивался музей, как пополнялась его бесценная коллекция.

Зимний дворец

Проект дворца, созданный Растрелли был утвержден Елизаветой. Строительство длилось 8 лет. Началось при Елизавете, продолжалось при Петре III. В 1763 году Екатерина II, после коронации в Москве, вернулась в столицу в законченный Зимний дворец, где стала полноправной хозяйкой.

Строительство дворца, который должен был стать роскошной царской резиденцией и затмить дворцы европейских монархов, требовало огромных людских ресурсов и щедрого финансирования. По данным Википедии, к работам было привлечено 4 000 человек, мастеров привозили из других городов. Архитектору пришлось немного переделать первоначальный проект, так как Екатерина II хотела, чтобы внутренние интерьеры оформили в стиле классицизма.

Зимний дворец со временем стал огромным комплексом, в котором были жилые помещения, залы для приемов, два храма, театр, галерея, подсобные помещения.

Первая коллекция

В 1764 году Екатерина выкупила коллекцию И. Гоцковского, собранную им для короля Пруссии. Фридрих II, как все европейские монархи был ценителем искусства и имел прекрасное собрание работ французских живописцев. Гоцковский находил и приобретал для короля картины старых мастеров.

По ряду объективных причин Фридрих был вынужден отказаться от покупки. Гоцковский, потративший на покупку коллекции немалые средства, оказался в затруднительном положении. У него были долги перед российским государством, и он предложил выкупить полотна в счет долга. Екатерина согласилась. Не все полотна из 225 были шедеврами. В коллекции были работы фламандских и голландских живописцев, несколько произведений художников из Италии. Эти 225 картин можно считать началом коллекции Эрмитажа.

Малый Эрмитаж

В 1764 году рядом с резиденцией начали возводить двухэтажное здание. Архитектура сооружения соединяла барокко и классицизм. Через 3 года приступили к постройке еще одного сооружения на берегу реки. Павильон предназначался для отдыха, был зал для приемов, несколько апартаментов и оранжерея.

Оба здания соединили висячим садом с галереями. Назвали новое сооружение Малый Эрмитаж. Северный павильон использовался для вечеров, где гостей развлекали играми и спектаклями. Галереи украсили живописными полотнами – это считается началом музея, известного сегодня во всем мире.


Это интересно. Перевод слова «эрмитаж» — место уединения. Этим словом называли помещение, где приятно проводили время с близкими и друзьями.

Коллекция Брюля

Коллекция качественно и количественно пополнилась в 1769 году. После смерти графа Брюля осталось шестьсот полотен европейских мастеров, таких как Рембрандт, Рубенс, Пуссен и другие. Все картины выкупили для Эрмитажа.

Большой Эрмитаж

В 1771 году Екатерина распорядилась возвести здание рядом с Малым Эрмитажем. Это здание предназначалось для хранения увеличивающейся коллекции живописи. Сооружение из трех этажей гармонично разместили рядом с уже существующими. Через 20 лет к Большому Эрмитажу пристроили еще один корпус и разместили там Лоджии Рафаэля – копию галереи дворца Ватикана.

Коллекция Кроза

В 1772 году Эрмитаж пополнился самой ценной коллекцией за всю свою историю. Была выкуплена галерея Кроза. Барон умер за два года до этого, наследники согласились продать уникальную коллекцию, которую собирали два поколения их предков. Среди шедевров были прекрасные полотна Рафаэля, Тициана, Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка и других живописцев.

Коллекция сэра Уолпола

Сэр Уолпол, премьер-министр Англии был страстным коллекционером. Собранные им картины хранились в родовом замке. Его наследник обратился к русскому послу Мусину-Пушкину и предложил продать коллекцию, собранную его дедом.
С приобретением этой коллекции в Россию попала итальянская живопись XVII столетия, работы фламандских и французских живописцев.

Эрмитажный театр

Возвести Эрмитажный театр, было поручено Кваренги в 1783 году. Здание использовали для театральных выступлений, оборудовали сцену, ложи и скамейки для зрителей.

При Екатерине театральные представления стали популярным развлечением. Проводились здесь обеды и маскарады. Театр играл важную роль в жизни императорского двора.

После Екатерины II

Внесли свой вклад в развитие музея Александр I и Николай I. Они также пополняли экспозицию, приобретая, как собрания, так и единичные экспонаты. Эрмитаж пополнился работами Караваджо, Боттичелли, Рафаэля, испанской живописью. Русские аристократы тоже пополняли коллекцию – картины передавались в дар или по завещанию.

Николай I распорядился открыть Эрмитаж для посещений. Все желающие, конечно, не могли попасть в музей – во-первых, вход был по пропускам. Во-вторых, стоил пропуск очень не дешево. Кроме того посетителей пускали только в мундире или фраке.

А вы знали? В конце 1837 года в Зимнем дворце произошел сильный пожар, который бушевал 2 дня. От дворца остались только стены. Чтобы восстановить царскую резиденцию потребовалось 2 года. Отстроили дворец точно, как сгоревший.

Новый Эрмитаж

Здание Нового Эрмитажа построили в 1852 году В России впервые построили сооружение для общественного музея. Архитектурная особенность Нового Эрмитажа – гигантские скульптуры атлантов, всего их 10. В музее разместили экспозиции Древнего востока, Египта, античности и средневековья. К концу XIX столетия музей ежегодно принимал пятьдесят тысяч посетителей.

Эрмитаж в СССР

Как ни странно, но после революции Эрмитаж не пострадал, даже наоборот – фонды существенно пополнились. Множество приватных коллекций были и изъяты у владельцев. Эти ценности распределяли по разным музеям. Эрмитаж пополнился редкими экспонатами.

После ВОВ закрыли музей, где хранились полотна европейских художников, работающих в новых направлениях. Его фонды распределили среди других хранилищ. Эрмитаж получил картины импрессионистов.




Фонды не только пополнялись. Музей лишился некоторых картин, их передали в другие галереи. Ценные полотна передали в московский музей.

С 1929 по 1934 год за границу продали 48 произведений искусства. Среди них единственное полотно Ван Эйка, картины Рафаэля и Боттичелли.

Во время ВОВ 2 000 000 экспонатов эвакуировали. Подвалы музея использовались как укрытия. Война еще не закончилась, а залы музея начали восстанавливать. После ВОВ, все ценности вернулись на свои места. Музей снова открыл двери посетителям. Более того фонды пополнились трофеями из Берлинских галерей. В 1958 году экспонаты вернули в Берлин.

Эрмитаж сегодня

В музейный комплекс входят 5 сооружений: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж, Новый Эрмитаж, театр. В коллекцию входят почти три миллиона экспонатов. Хотелось бы подробнее остановиться на некоторых экспонатах и залах, которые вызывают особый интерес посетителей.

А вы знали? Чтобы осмотреть 350 залов Эрмитажа нужно пройти примерно 20 км.
  • Мадонна Бенуа. Ранняя работа Леонардо да Винчи. Живописцы, современники Леонардо, воспринимали работы мастера, как образец высокого искусства. У художника были ученики и последователи. Бенуа – фамилия бывших владельцев картины. В музей работа Леонардо попала в 1914 году.
  • Мадонна Литта. Полотно было выкуплено в XIX веке у семьи Литта из Италии. Автором картины называют Леонардо да Винчи, хотя некоторые специалисты в этом сомневаются.
  • Часы «Павлин». Невероятно оформленный хронометр был приобретен Потемкиным в подарок императрице. За два столетия часы дважды ремонтировали. Сегодня часы исправно работают.
  • Даная. В России картина находится с 1772 года. Прекрасное полотно Рембрандта было повреждено вандалом, который вылил на картину серную кислоту. Пострадала четвертая часть картины, но ее удалось полностью восстановить. Кстати, в Эрмитаже хранится 24 картины Рембрандта. Это самое большое собрание художника за пределами его родины.
  • Дама в голубом. Единственная работа Гейнсборо в России. В Эрмитаж картина попала в 1912 году. Это произведение называют лучшим портретом эпохи барокко.
  • Это интересно. В Египетском зале, под стеклянным футляром, хранится мумия жреца. В музее рассказывают, что в 2004 году мышца на плече мумии начала дергаться. Через 2 дня там же появился нарост, по размеру как грецкий орех. Нарост двигался по руке. Непонятное явление продолжалось неделю, потом прекратилось. Непонятно, правда это или нет. Но рассказывают убедительно.
  • Мадонна с младенцем. Работа Рафаэля была написана около 1504 года, Александр II приобрел картину за 310 000 франков в подарок жене. Как только полотно прибыло в Россию, его сразу выставили в Эрмитаже.
  • Возвращение блудного сына. Картина кисти Рембрандта была куплена Екатериной в 1766 году. История блудного сына интересовала художника долгие годы. За 20 лет до создания картины Рембрандт делал рисунки на эту тему.
  • Амур и Психея. Работа известного итальянского скульптора А. Канова. Благодаря своему таланту Канова получил от Римского папы титул маркиза. Амур и Психея – герои античного мифа. Прекрасные фигуры героев, легкость и грациозность жестов удивляют всех, кто видит эту скульптурную композицию.
  • Скорчившийся мальчик. Сколько бы шедевров не было в музее, работы Микеланджело всегда будут «жемчужиной» любой коллекции. Не стала исключением и эта скульптура, тем более, что больше в России работ великого итальянского мастера нет.

Залы Эрмитажа

За одно посещение не удастся ознакомиться с огромным музейным комплексом, в котором находится более 350 помещений. Перед экскурсией стоит ознакомиться с экспозициями и выбрать те, которые наиболее интересны.

Павильонный зал

Это помещение отличается роскошным и изящным интерьером. Оформлением занимался архитектор А. Штакеншнейдер в XIX столетии. Для декорирования зала использовались несколько стилей – античный, восточный и ренессанс. Помещение с колоннами, арками, огромными хрустальными люстрами напоминает дворец восточного правителя. В павильонном зале нет скульптур и картин, но он является произведением искусства сам по себе.


Каждый элемент зала интересен и уникален. Фонтаны, медальоны, декор напольного покрытия, столешницы с мозаикой – все выполнено настолько искусно, что захватывает дух. Именно в этом зале можно увидеть часы «Павлин».

Это интересно. Николай II был коллекционером автомобилей. Первая машина появилась в 1905 году, а в 1911 году их было больше 40, разных марок. Возле Зимнего дворца был оборудован гараж со всем необходимым. После революции коллекция бесследно исчезла.

Лоджии Рафаэля

Лоджии являются отдельной галереей из 13 корпусов. Лоджии были построены при Екатерине II, которая хотела иметь помещение, такое как в Ватикане. Росписи скопированы с ватиканских фресок.

Гербовый зал

Просторный зал с колоннами предназначался для проведения торжественных мероприятий. Здесь расположена коллекция серебра, изготовленного в XVIII веке французскими мастерами. В экспозиции есть сервиз, который принадлежал Елизавете.

Александровский зал

Просторное помещение с высокими арками немного напоминает внутреннее помещение храма. В зале размещен портрет императора. В экспозицию, которая здесь размещена, входят медальоны с изображениями основных этапов войны с Наполеоном. Кроме этого, в зале представлена экспозиция серебра.

Малахитовая гостиная

Зал оформлен Александром Брюлловым в 1837 году. Основные элементы оформления – малахитовые колонны, пилястры и два камина. Из малахита изготовлены вазы, столешницы и некоторые другие предметы интерьера. Самые ценные экспонаты – малахитовый вазон и старинная мебель.

Золотая гостиная

Потолок, пол и стены зала оформлены в золотом цвете. Потолок украшает узорчатая резьба. Здесь расположена экспозиция ювелирных украшений.

Белый зал

Для создания этого холла пришлось объединить три зала. Зал действительно белый, других цветов пол и люстры. Вдоль стен установлены колонны, их венчают статуи. Оформлен зал в стиле ампир. Здесь можно познакомиться с несколькими экспозициями – французская живопись, коллекция фарфоровых изделий, старинная мебель. По отзывам туристов, необыкновенно красивый зал.

Рыцарский зал

Экспозицию этого зала просто обязаны посетить любители оружия. Среди 15 000 экспонатов доспехи, холодное и огнестрельное оружие и многое другое. Особый интерес посетителей вызывают фигуры в рыцарских доспехах верхом на конях. Фигуры выполнены в полный рост. Стены зала украшают картины с изображением батальных сцен.

Коты Эрмитажа

Сегодня «службу» в Эрмитаже несут 60 котов. Их предшественники появились при дворе в 1745 году по личному указу Елизаветы Петровны. Дворец Екатерины был больше, так что количество охотников за мышами увеличили. Были коты дворовые и комнатные. Первые охотились во дворе, вторые оберегали внутренние помещения.

Музейные коты чувствуют себя прекрасно, а ведут иногда даже нагло. За время работы музея были разные ситуации. Котов сгоняли с императорского трона, а особенно наглая кошка Муська испортила директору музея важный документ. В 60-е годы был период, когда кошек из Эрмитажа убрали. Вместо котов появились крысы в большом количестве. Пришлось снова завозить кошек.

У котов есть свое помещение в подвале, там стоят миски, подстилки и лотки. Ветеринар следит за здоровьем животных, делает прививки, стерилизацию. Сотрудники музея раз в год устраивают День эрмитажного кота. Все желающие в этот день могут посмотреть место обитания котов.

Часы работы

  • Понедельник – выходной;
  • Среда, пятница – с 10.30 до 21.00;
  • Остальные дни – с 10.30 до 21.00.

Кассы закрываются за час до конца рабочего дня.


Это пригодится. В летний период, а также в субботу и воскресенье стоит приходить к открытию или раньше. Если прийти позже, то есть вероятность не попасть в музей из-за больших очередей.

Цены на билеты

  • Полный – 400 руб.
  • Пенсионеры и ученики – бесплатно.
  • Не граждане России – 700 рублей.

Ежемесячно, в третий четверг, посетить музей бесплатно могут все желающие.

Разрешена любительская фотосъемка.

Эрмитаж – гордость России. Такими музеями может похвастаться не каждая страна. Пять миллионов туристов ежегодно посещают этот удивительный храм искусства. Здесь интересно все – экспонаты, интерьеры, история. Путешествие в Петербург будет более интересным и насыщенным, если экскурсионная программа будет включать посещение Эрмитажа.

Поставьте оценку:

12345 (4 оценок, среднее: 4,25 из 5)

Рекомендуем для туристов:

Tripster – крупнейший сервис онлайн-бронирования экскурсий в России.

Aviasales – поиск и сравнение цен на авиабилеты среди 728 авиакомпаний.

Booking - самый популярный в мире сервис аренды жилья

✓Travelata.ru - поиск самых выгодных туров среди 120 надежных туроператоров.

✓Hotellook.ru - поисковик отелей по всему миру. Сравнивает цены по многим системам бронирования, находя лучшее.

✓ LocalRent – аренда автомобилей на курортах

✓Сравни.ру - туристическая страховка онлайн, в том числе для визы.

✓Kiwitaxi.ru – международный сервис бронирования автомобильных трансферов. 70 стран и 400 аэропортов.