Исаакиевский собор – уникальный памятник русской религиозной архитектуры

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

Исаакиевский собор занимает четвертое место по размеру среди христианских святынь. Храм является ярким образцом религиозной русской архитектуры. Высота этого величественного сооружения – 101 м, одновременно в соборе может находиться более 11 000 человек.

Храм преподобного Исаакия Далматского, так официально называется собор, является музеем-памятником, но в дни важных православных праздников здесь проводятся службы.

Исаакиевский собор – одна из основных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Вряд ли найдется хоть один турист, который приехав в город на Ниве, не посетит это великолепное сооружение. Фото и краткое описание собора обязательно присутствуют в путеводителях по Санкт-Петербургу.

Где находится Исаакиевский собор

Собор расположен в центре города недалеко от Дворцовой площади.

Адрес: Исаакиевская площадь, 4, Санкт-Петербург, Россия.

Как добраться:

  • Метро – ст. «Адмиралтейская» или «Спасская», «Садовая».

История создания Исаакиевского собора

Исаакиевский собор практически ровесник Петербурга. Первый храм с таким названием был построен при Петре I, через 4 года после основания города. У собора, которым гордится Петербург, было три предшественника, познакомимся с историей самого большого российского храма более подробно.

Три первых собора

Петр I родился 30 мая – это день святого Исаакия Далматского, к которому российский царь относился с большим почтением и считал своим покровителем. Именно 30 мая в 1706 года Петр распорядился построить церковь для рабочих. За год построили и освятили деревянный храм, названный в честь Исаакия. В этой церкви прошло венчание Петра с Екатериной Алексеевной.

Место с повышенной влажностью не очень подошло для деревянного сооружения, храм постоянно приходилось ремонтировать. В 1717 году Петром был заложен первый камень, и началось строительство второй Исаакиевской церкви. Но и это сооружение простояло недолго. В 1735 году от удара молнии начался пожар, храм сильно пострадал.

Третью Исаакиевскую церковь начали возводить при Екатерине II. Автором проекта и руководителем строительства был Антонио Ринальди. Архитектор успел построить основание, облицованное мрамором, и вынужден был вернуться на родину.

Закончить храм поручили Винченцо Бренну. По отзывам современников, построенный храм не нравился никому. На роскошном основании из мрамора низкие стены из кирпича смотрелись нелепо. Жители Петербурга называли сооружение «архитектурной нелепостью», сочиняли эпиграммы. В 1802 году храм был освящен. Не прошло и 10 лет, как было принято решение построить новый, четвертый собор, который должен был украшать столицу, а не вызывать смех.

Как создавался четвертый собор

Решено было строить новое сооружение, которое могло восхитить и удивить весь мир своими размерами, архитектурой, роскошью.

Александр I решил провести конкурс и с его помощью выбрать проект и архитектора. Основным условием было – сохранить алтари старого храма. Это условие и стало проблемой. Опытные архитекторы понимали, как сложно объединить новые и старые части здания. Был очень велик риск проседания сооружения, что впоследствии могло привести к разрушению. Все представленные на конкурс проекты предполагали полный снос старого здания. Ни один проект не был выбран.

В 1813 году был проведен еще один конкурс, который завершился так же, как и предыдущий. Император от своей идеи не отказался, но решил обойтись без конкурса.


В 1816 году создали комитет, основной задачей которого было улучшение архитектурного облика Петербурга. Членами комитета были опытные специалисты в области строительства, возглавил комитет Агустин Бетанкур – талантливый инженер. Именно ему Александр I поручил найти архитектора для строительства собора. Бетанкур предложил кандидатуру француза Огюста Монферрана.

Строительство, которое длилось 40 лет

Многие были удивлены такому выбору, так как Монферран не имел опыта строительства подобных сооружений и был более известен как художник. Француз работал над проектом почти год и результатом этих трудов стали 24 эскиза. И хотя его эскизы не были совершенными, опытные архитекторы критиковали некоторые решения, император назначил Монферрана придворным архитектором и утвердил его работу.

Недостатки проекта

В 1818 году Монферран был назначен на свою должность, а через 2 года издал альбом, в котором были эскизы будущего храма. На архитектора обрушился шквал критики, причем вполне обоснованной. Специалисты указывали на ряд недостатков, таких как недостаточная прочность фундамента, неправильная конструкция основного купола. Были и те, кто завидовал успехам молодого архитектора, и кроме справедливой критики допускали личные выпады.

Была создана специальная комиссия, которая рассмотрела все претензии и пришла к выводу – проект необходимо доработать. К этому моменту на строительство потратили почти 5 000 000 рублей, начали разбирать старое здание и сооружение фундамента, так что более целесообразно было переделать проект, чем отказаться от него. Строительство приостановили.

Кроме того, комиссия провела проверку расходования материалов и денежных средств. Проверяющий сообщил о растрате. После проверки Монферран был отстранен, как сейчас говорят, от денежных потоков.

Новый проект

Император распорядился переделать проект. Члены комиссии, опытные русские архитекторы, 3 месяца работали над ошибками Монферрана, который согласился с мнением более опытных коллег. Француз исправил расчеты, неточности, учел замечания членов комиссии и рассмотрел их предложения, после чего разработал новый проект, более совершенный.

По этому проекту здание становилось более пропорциональным, менялось внутреннее пространство, коснулись изменения и главного купола. Изменения были одобрены императором в 1825 году. Монферран сохранил свою должность – эту битву он выиграл, но впереди были 40 сложных лет.

Особенности строительства

Манферран руководил строительством, но ему помогали, как молодые, так и опытные архитекторы: Брюллов, Ефимов, Монигетти и другие.

В старом соборе необходим был демонтаж колокольни, алтарных выступов и западной стены. Здание удлинялось и при сохранении прежней ширины, приобретало прямоугольную форму. Неизменной оставалась высота сводов.

Закладка фундамента началась еще по старому проекту, в 1818 году. Перед Монферраном стояли две непростые задачи – справиться с болотистой почвой и качественно соединить старый фундамент с новым. Почти пять лет понадобилось, чтобы соорудить фундамент. Для этой работы понадобилось 125 000 рабочих различных специальностей. Всего заложили около 11 000 свай, изготовленных из сосны.

А вы знали? Для строительства собора понадобилось 400 000 рабочих. Есть документальное подтверждение, что почти 100 000 человек умерли от болезней и несчастных случаев.

Колонны

Для того, чтобы установить 48 колонн потребовалось больше 2 лет, Википедия сообщает, что вес одной колонны – 114 т. Основное время уходило на подготовку креплений, сами колонны устанавливали за 45 минут.


24 гранитных колонны были установлены по периметру купола. Каждая колонны весила 64 тонны. Около двух часов занимала установка одной колонны. Чтобы поднять и установить все понадобилось 2 месяца.

Транспортировали колонны специальными плоскодонными суднами. К месту строительства гранит доставлялся по рельсам.

Колонны начали устанавливать, когда стены еще не были построены. На монтаже первой колонны присутствовал император с семьей и иностранные гости.

Купол

Первый проект Монферрана предполагал возведение купола из кирпича. Позже архитектор принял решение изготовить металлическую конструкцию, вес которой был намного меньше. Купол состоит из внутренней полусферы, конической конструкции и наружного параболического свода. Пустоты между этими тремя частями заполнено голосниками (конические сосуды, улучшающие акустику и сохраняющие тепло). Использовали 100 000 горшков из керамики.

Для облегчения веса купола, его внутреннюю сторону покрыли искусственным мрамором, который визуально не отличается от натурального, но намного легче.

Это интересно. Процесс изготовления искусственного мрамора долгий и сложный. Изготавливается раствор из гипса, цемента, мраморной крошки и цветных пигментов. Раствор наносится на поверхность, после высыхания делают углубленные бороздки, имитирующие рисунок мрамора. Затем на бороздки наносят специальную краску. В результате получается поверхность, которую на расстоянии невозможно отличить от мраморной.

Фасад

Основной элемент декора здания – серые колонны из мрамора. Фасад украшают барельефы и скульптуры. Архитектурный стиль – классицизм, есть элементы неоренессанса и византийского стиля.

А вы знали? Для позолоты куполов применяли метод огневого золочения с использование ртути. В процессе работы 60 мастеров получили отравление и умерли.

Ниши и двери оформлены рельефными изображениями библейских сцен. Фасад с четырех сторон украшен скульптурами апостолов и святых. Стены отделаны серыми мраморными плитами. Ступени выполнены из гранита.

Всего для отделки храма, внутренней и внешней, было использовано:

  • золото – почти 0,4 т;
  • бронза – около 1 000 т;
  • малахит – 16 т;
  • лазурит – 0,5 т.

Для фасада и внутреннего декорирования применяли гранит и мрамор разных окрасок и сортов.

Собор внутри

Для напольного покрытия использовали темный, серый мрамор из Выборга. Его выкладывали, комбинируя с розовым тивдийским мрамором.

Внутренние стены облицованы светло-серым мрамором из Италии. Алтарь отделан тем же материалом белого цвета и покрыт изящной резьбой. Проемы арок украшены фигурами мраморных ангелов. Нижнюю часть стен оформили сланцем, получился гармоничный переход от серого пола к светлым стенам.

Использовали для декора помещения бронзу, стеклянную и каменную мозаику. Живописные полотна, украшающие собор выполнены известными художниками, здесь есть картины Брюллова, Рисса, Бруни и других русских мастеров XIX века. Всего в храме более полторы сотни полотен. Из-за влажного климата отказались от фресок и оформили собор мозаичными полотнами.

Иконостас

Ступени и цокольные элементы главного иконостаса изготовлены из порфира насыщенного вишневого цвета. Снежно-белый мрамор служит отделкой главного и малых иконостасов.

Очень красиво оформлен иконостас – десять больших малахитовых колонн и 2 малые лазуритовые. Малахит отличается хрупкостью, так что для декорирования пришлось использовать мозаичную технику. Также малахит использовали для оформления цоколей иконостасов и вставок.


В центре главного иконостаса расположен витраж, что довольно необычно для православного собора, его размер – 28 кв. м. Изготовили витраж мастера из Германии.

Освящение собора

Освящение Исаакиевского собора проходило очень торжественно — 30 мая 1858 года. На семичасовой церемонии присутствовал Александр II. Вокруг собора оборудовали платные места для зрителей. Билеты стоили недешево, до 100 рублей. Был проведен крестный ход. Особое впечатление на зрителей произвел церковный хор из более тысячи певчих.

Не все оценили новый храм, и некоторое время собор называли «чернильница», намекая на пропорции сооружения.

А вы знали? О. Монферран хотел быть похороненным в соборе, которому посвятил 40 лет жизни. Император не разрешил этого сделать. Вдова архитектора увезла его тело в Париж, там его и похоронили.

Собор в XX веке

Собор, как и многие религиозные объекты, пострадал после революции. Была изъята утварь из драгоценных металлов, ни одной золотой детали не осталось. В помещении собора разместили антирелигиозный музей.

Во время ВОВ, все культурные ценности города, которые не успели вывезти, перенесли в подвальные помещения Исаакиевского собора. Так как купол Исаакия немцы использовали в качестве ориентира, то обстрелы по нему не велись.
После войны собору присвоили музейный статус. В 1990 году возобновились церковные службы по праздникам.

Исаакиевский собор сегодня

Сегодня Исаакиевский собор – одна из основных достопримечательностей не только Санкт-Петербурга, но и России. Собор работает как музей, который посещают миллионы туристов каждый год. Сотрудники проводят экскурсии, организовывают различные культурные мероприятия, конференции и выставки, разрабатывают программы для школьников.

Хотелось бы упомянуть о колоннаде собора. С колоннады, высота которой 43 метра, открывается панорама на центр Петербурга и Неву. Поднимаются на смотровую площадку по винтовой лестнице. Осмотр колоннады не входит в экскурсию по собору и оплачивается отдельно. Популярностью пользуются вечерние и ночные подъемы на колоннаду.

Интересные факты

  • Собор обошелся казне очень дорого – 23 000 000 рублей. На строительство других религиозных объектов того времени тратили на порядок меньше. Объясняют такие расходы размерами храма и дорогой отделкой, как фасада, так и внутренних помещений.
  • В Петербурге ходили слухи, что Монферрану была предсказана смерть, как только он закончит храм. Архитектор действительно прожил только месяц, после освящения собора.
  • Еще одно предсказание, связанное с собором – как только снимут с храма строительные леса, царствование Романовых закончится. Строительные леса убрали только в 1916 году, в 1917 царь отрекся от престола.
  • Для декорирования купола собора было использовано больше 100 килограммов золота.

Часы работы

Посетить Исаакиевский собор можно в любой день недели, кроме среды, с 10:30 – 18:00.

Колоннада собора в летний период – без выходных.

С 01.11 по 30.04 третья среда каждого месяца – выходной.

Цены на билеты

Исаакиевский собор:

  • Полный билет – 250 руб.
  • Детский (7 – 18 лет) – 50 руб.
  • Пенсионеры (только граждане России и Беларуси) – 50 руб.
  • Студенты – 50 руб.

Колоннада – 150 руб.

Стоимость аудиогида – 200 руб.

Посещение собора и колоннады в вечернее время с 18:00 до 22:30 – 400 рублей с человека за посещение каждого объекта.

Что посмотреть рядом

  • Михайловский сад находится на расстоянии 200 м от Исаакиевского собора, по отзывам туристов, после интересной экскурсии очень приятно прогуляться по красивому, ухоженному парку с тенистыми аллеями и водоемами, а путешествие по Петербургу будет более приятным после отдыха на свежем воздухе.


  • Русский этнографический музей познакомит посетителей с историей, бытом, культурой 157 народов, проживающих или проживавших на территории России. Расстояние от собора – 300 м.
  • Музей янтаря расположен в 400 м от собора. Музей новый, открылся в 2018 году. Коллекция музея состоит из янтарных изделий. Здесь можно увидеть скрипку из янтаря, причем рабочую, шкатулки, посуду. Вызывают интерес выполненные из янтаря портреты и иконы. И это далеко не полный перечень экспонатов.

Исаакиевский собор – визитная карточка Санкт-Петербурга, его гордость. Сегодня сложно представить панораму города без парящего над Петербургом купола собора. Миллионы туристов ежегодно приезжают в город на Неве, в том числе и для того, чтобы побывать в этом величественном сооружении.

Поставьте оценку:

12345 (4 оценок, среднее: 4,75 из 5)

Рекомендуем для туристов:

Tripster – крупнейший сервис онлайн-бронирования экскурсий в России.

Aviasales – поиск и сравнение цен на авиабилеты среди 728 авиакомпаний.

Booking - самый популярный в мире сервис аренды жилья

✓Travelata.ru - поиск самых выгодных туров среди 120 надежных туроператоров.

✓Hotellook.ru - поисковик отелей по всему миру. Сравнивает цены по многим системам бронирования, находя лучшее.

✓ LocalRent – аренда автомобилей на курортах

✓Сравни.ру - туристическая страховка онлайн, в том числе для визы.

✓Kiwitaxi.ru – международный сервис бронирования автомобильных трансферов. 70 стран и 400 аэропортов.