Опера Гарнье – центр культурной жизни Парижа

0
568
Опера Гарнье в Париже

Опера Гарнье роскошью интерьеров может поспорить со многими королевскими дворцами. На сцене этого театра выступали Карузо и Шаляпин, Лифарь и Нижинский. Театральные декорации создавали гениальные Матисс и Пикассо, а сценические костюмы Коко Шанель.

Здание театра относится к периоду больших преобразований Парижа, проводимых Наполеоном III и бароном Османом. Сегодня это такое же популярное место, как и после открытия. Чтобы попасть на премьеру, билеты покупают за год. Фото театра размещены на всех туристических проспектах Франции. Краткое описание истории Оперы Гарнье можно прочитать ниже.

Где находится Опера Гарнье

Театр расположен в 9 округе Парижа, в конце Avenue de l’Opera. Напротив Оперы Гарнье находится станция метро.

Как добраться:

  • Метро – ст. Opera.
  • Автобус – маршруты 20, 22, 29, 52,66.

История создания Оперы Гарнье

Во времена Второй империи, при правлении Наполеона III, началось активное развитие промышленности и экономики, строилось много новых сооружений, был заметно изменен облик Парижа. Внешняя политика императора, сделала его врагом итальянских революционеров. Они совершили три покушения на Наполеона, все неудачные. Третье покушение произошло возле театра, после чего император больше никогда не посещал храм искусства на улице Пелетье. Император распорядился построить новый театр.

При Наполеоне III префектом Парижа стал барон Осман. Барон был приверженцем прогресса, он полностью изменил город. Именно он, несмотря на недовольство горожан, создал Париж, которым восхищается весь мир.

Осман поддержал идею императора, новый театр прекрасно вписывался в градостроительные планы.

Проект нового театра выбирали с помощью конкурса. Победителем стал, неизвестный архитектор Шарль Гарнье. Приступая к работе в 1861 году, Гарнье не представлял, какие трудности придется преодолеть за долгие 15 лет.

Грунтовые воды

Первая и достаточно серьезная проблема, с которой столкнулся архитектор – подтопление фундамента грунтовыми водами. Для защиты здания применили несколько способов – установили насосы, работающие круглосуточно; построили огромный резервуар из бетона, в него и сегодня собираются грунтовые воды; обеспечили водонепроницаемость фундамента, построив двойные стены.

Полезное для туриста:

Политическая обстановка

За 15 лет во Франции произошло множество событий – войны, падение империи, Парижская коммуна. Недостроенный театр был складом боеприпасов и даже местом казни политических заключенных.

Существенного урона зданию не нанесли, и строительство завершили. Театр был открыт 05.01.1875 г. Инициаторы его строительства Наполеон III и барон Осман не дожили до этого события.

Финансирование

Политические события влияли на финансирование строительства. Если изначально Гарнье обещали 29 миллионов франков, то потом сумму сократили до 15 миллионов. Ситуация менялась и в конечном итоге на театр было потрачено 36 миллиона франков.

«Гнездо» парижского бомонда

С момента открытия театр становится центром культурной жизни столицы. Парижане посещают роскошное заведение не только, чтобы послушать оперу. Здесь общались, заводили нужные знакомства, заключали выгодные сделки, демонстрировали меха и бриллианты.

Кроме представлений, в Опере Гарнье проводили бальные вечера, маскарады. Новый театр стал местом встреч «сливок» парижского общества.


Гранд-Опера: фасад и интерьеры

Если сделать подробный обзор всех помещений, лестниц, скульптур, то по объему получится немаленькая брошюра. Так что мы остановимся на описании самого основного.

Фасад

Каждый из четырех фасадов Оперы Гарнье имеет свое назначение.

Южный или центральный фасад смотрится очень торжественно. На нижнем уровне семь арок, которые украшают скульптурные композиции. Основной поток посетителей проходит в театр, через входы центрального фасада. Над арками расположена лоджия. Она декорирована барельефами с изображением античных масок и бюстами всемирно известных композиторов. Венчает здание большой медный купол зеленого цвета со скульптурой Аполлона.

Западный фасад

Западный фасад предназначался для императора. К входу проложены широкие пандусы, по ним правитель на карете мог подъехать прямо к дверям. У этого входа установлен памятник Шарлю Гарнье.

Восточный фасад служил входом для избранных зрителей, обладателей дорогого абонемента. В настоящее время в этой части театра работает ресторан.

Северный фасад предназначался для сотрудников, для доставки декораций. Особой роскошью эта часть здания не отличается.

Крыша

На крышу ведет винтовая лестница. Купол театра выглядит величественно. Он покрыт медью. На нем установлены скульптуры Поэзии и Гармонии, Аполлона и Пегаса.

Экскурсоводы предлагают тематическую экскурсию «Крыши Парижа», в нее входит посещение театра.

Парадная лестница

Эта лестница – один из самых роскошных элементов театра. Лестничный марш состоит из 32 белых мраморных ступеней. Для отделки использовали разноцветный мрамор. Для изготовления колонн использовали эшейонский камень, а для балюстрады – оникс. Сразу видно, на отделке не экономили.

Это интересно. Для внутренней отделки было использовано 24 вида мрамора.

Гранд-фойе

Место, где зрители проводят время в антракте. Помещение выглядит как дворцовый зал. Оно просторное, но окна и зеркала визуально еще больше увеличивают пространство. В интерьере использовали потолочные росписи, стены украшены медальонами.

Зрительный зал

Зал рассчитан на 2 000 зрителей. Планировка помещения напоминает подкову. Основные цвета – золотой и красный. На сцене одновременно могут находиться 450 актеров. Потолок зрительного зала был расписан Марком Шагалом в 1964 г.

Огромная люстра, весом 7 тонн, была изготовлена по эскизу Гарнье из бронзы. Плафоны для 340 светильников сделаны из хрусталя.

Танцевальное фойе

Изначально это помещение предназначалось для артистов, здесь они отдыхали, танцоры отрабатывали движения. С 1875 г. находиться в танцевальном фойе разрешили только танцовщицам. К этому времени это место стало чем-то вроде салона для избранных. Девушки могли познакомиться с состоятельными мужчинами. Показательны слова одного из директоров театра, сказанные после того, как балерины потребовали увеличить жалованье – «Дамы, у вас же есть Танцевальное фойе!».

Оформление этого помещения тоже скромным не назовешь. Огромные зеркала, картины, роскошная люстра.

Театральные подземелья

В подвале театра и сегодня находится резервуар, построенный Гарнье для сбора подземных вод. Здесь хранят большой объем воды на случай пожара. К резервуару ведет лестница, по ней спускаются работники. Они отвечают за состояние подвала.

Подземелья театра состоят из нескольких уровней и соединяются со знаменитыми катакомбами Парижа.

Это интересно. В 1907 г. меценат А. Кларк подарил театру граммофонные записи талантливых исполнителей и музыкантов. Правда, было одно условие – записи должны были спрятать на 100 лет. Кларк хотел, чтобы их услышали потомки. Записи спрятали в подвале театра и достали только в 2007 г., перезаписали на CD диски. Желание Кларка исполнилось, сегодня можно услышать голоса великих исполнителей, живших 100 лет назад.




Именно в этих подвалах, если верить городской легенде обитает Призрак Оперы.

История Призрака Оперы

В 1897 г. в подвале театра рабочие нашли небольшую комнату, в которой был скелет с деформированным черепом, а на его пальце было обручальное кольцо.

Так как огласки было избежать невозможно, то директор Оперы пригласил знакомого журналиста Г. Леру. Его попросили расследовать это дело и деликатно преподнести это происшествие публике. Журналист так увлекся этой историей, что вместо статьи написал роман. Опираясь на реальные факты, Леру сочинил мистический триллер о Призраке Оперы, который живет в подземелье и очень любит оперное пение.

В 1993 г. одна из сотрудниц Парижской Оперы, мадам де Вейль, написала статью о реальном человеке, который стал прототипом героя романа. Она утверждала, что разговаривала с потомками людей, которые работали на строительстве театра, и узнала интересные факты.

Когда строили театр, на стройке работал человек с изуродованным лицом, его звали Эрик. Раньше он был цирковым уродом и ездил по разным странам с труппой. Эрик увлекся архитектурой и во время поездок неплохо ее изучил.

Когда началось строительство Оперы, Эрик обратился к Гарнье, продемонстрировал свои знания и способности, попросил нанять его. Архитектор оценил профессиональные навыки мужчины и предложил должность своего помощника. Из-за внешности, официально Эрик числился каменщиком, но фактически выполнял совсем другую работу.

Он оборудовал для себя одно из подвальных помещений, где и жил. Эрик полюбил одну из хористок. Образ Призрака Оперы был придуман Эриком, чтобы не напугать девушку. Черный плащ, маска – элегантно и загадочно. Девушка ответила Эрику взаимностью и некоторое время жила с ним в подземелье. Любовная идиллия продлилась не долго, девушка ушла от Эрика. Мужчина умер от тоски, но перед этим замуровал свою комнату, чтобы его никто не нашел.

В отличие от героя романа, реальный Эрик был несчастным человеком и никому не причинял зла. Неизвестно насколько правдива история мадам де Вейль, но она все-таки более правдоподобна, чем фантазии о призраке-меломане.

В Опере действительно есть ложа № 5, которая зарезервирована за призраком. На ней даже есть табличка, на которой указано, что это ложа Призрака Оперы, но билеты в нее продают, как и в другие. Это одна из достопримечательностей театра.

Интересные факты

  • На крыше роскошного здания оперы Гарнье установлены ульи. Пчелы прекрасно себя чувствуют посреди мегаполиса, а их мед можно попробовать в ресторане театра.
  • На центральном фасаде была размещена скульптурная композиция Карпо «Танец». Это изваяние вызвало целую волну критики из-за обнаженных фигур. В 1868 г. вандалы облили скульптуру чернилами. Со временем камень не выдержал воздействия внешних факторов и стал разрушаться. Сегодня эту скульптуру можно увидеть в музее Орсе.
  • В 1896 г. во время представления сорвался один из противовесов огромной люстры, его вес составлял 700 кг. Началась ужасная паника, зрители пытались покинуть зал, никто не понимал, что происходит. В результате инцидента одна зрительница погибла, несколько театралов были травмированы.
  • В резервуаре для воды, расположенном в подвалах театра, водятся карпы. Их кормят сотрудники, работающие в этой части здания.
  • Роман Леру экранизировали 8 раз. По данным Википедии, первый фильм был снят в 1925 г. в эпоху немого кино, последняя экранизация – 2004 г. Все 8 фильмов называются одинаково – «Призрак Оперы».

Время работы

Экскурсии с осмотром здания проводятся ежедневно с 10.00 до 17.00.

В дни, когда есть утренние представления с 10.00 до 13.00.

Цены на билеты

Билеты можно приобрести на сайте Оперы Гарнье или в кассах. Лучше сделать это заранее, на некоторые премьеры билетов может не быть за год.


Стоимость билетов зависит от места от 25 евро до 200 евро.

Осмотр здания, без посещения представления – 11 евро.

Осмотр включает библиотеку-музей, парадную лестницу, Гранд-фойе, ротонду императора и еще несколько помещений.

Что посмотреть рядом

  • Галерея Лафайет работает с 1890-х годов. Самый известный торговый центр Парижа занимает здание, построенное в 1912 г. Под куполом здания расположены рестораны, в торговом центре более 300 магазинов самых известных брендов. Здесь можно купить все. В Галерее Лафайет проводят выставки и модные показы. Путешествие в столицу Франции редко обходится без посещения этого торгового центра.
  • Парижский Лувр – один из самых крупных и известных музеев на планете. В стенах бывшей королевской резиденции, сегодня хранится более 300 000 уникальных экспонатов. Ежегодно Лувр посещают 9 миллионов человек. Самые интересные экспозиции – Египет, средневековье, Древняя Греция, итальянская живопись, голландская живопись. По отзывам туристов, даже недели мало, чтобы бегло ознакомиться с экспонатами этого музея.
  • Легендарный Собор Парижской Богоматери недавно отметил 850-летие. Сооружение является основной достопримечательностью французской столицы. Собор интересен архитектурой, историей. Здесь хранится Терновый венец – главная реликвия христианства. Если подняться на колокольню, то можно не только полюбоваться прекрасной панорамой города, но и увидеть вблизи знаменитые химеры Нотр-Дама.

На сцене Оперы Гарнье выступали самые знаменитые певцы и самые талантливые танцоры. Вечерами в театр съезжаются любители оперы и балета. А днем коридоры Гранд-Оперы заполняют многочисленные туристы, которые осматривают роскошные интерьеры, знакомятся с историей театра и слушают истории о Призраке Оперы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here