Храм Василия Блаженного: чьих же рук творение?

0
170
собор Василия Блаженного

В XVI веке государь Иван IV Грозный распорядился возвести церковь в честь удачной битвы с Казанским ханством (группой нескольких ханов Золотой Орды). Так появился Собор Покровы Пресвятой Богородицы на Рву, который чаще вспоминают под названием Храм Василия Блаженного в Москве. В большинстве путеводителей по столице Вы непременно увидите фото величественного сооружения.

Эксперты и сегодня точно не знают, какое сооружение первоначально возвышалось вместо собора. Русские летописи содержат отрывки и противоречивые суждения о постройках из дерева и камня. Десятки упоминаний породили немало сказаний и вариантов, которые мы разберем позже. Но сначала немного практической информации и перейдем к истории строительства одного из самых больших храмов Российской Федерации.

Где находится Собор Василия Блаженного

Покровский храм расположен на Красной площади в центре Москвы. Поблизости находятся Спасские ворота и можно погулять вдоль Москвы-реки.

Регион считается наиболее заполненным достопримечательностями и историческими сооружениями, которые расположены здесь буквально на каждом шагу.

Как добраться

Поскольку Собор Василия Блаженного находится в центре столицы, то найти его не трудно. Проще всего доехать к храму на подземном транспорте. Чтобы добраться до самого собора, необходимо выйти на одной из этих станций — Охотный ряд, Китай-город или Площадь Революции. От этих остановок легко дойти к Красной площади, где и расположен храм Василия Блаженного.

История создания

Одна из главных достопримечательностей России уже существует достаточно много столетий, чтобы за это время “обрасти” интересной историей и захватывающими фактами. Пора и нам узнать, чем же славится это сооружение.

Причина строительства

Когда Иван Грозный отправлялся в Казанский поход, то на возвышении Троицкой площади (сегодня — Красная площадь) ставили походные деревянные часовни на память об успешных сражениях. Вслед за очередной удачной “вылазкой” правитель приказал соединить все постройки в один храм, который нарекли в честь праздника Покровы Пресвятой Богородицы. Первое здание из дерева простояло около 8 месяцев, а позже на его месте начали строить каменный храм в 1555 году. Больше половины работ закончили за 4 года. В 1559 году были освящены все церкви, кроме центрального сооружения. В 1561 году освятили уже весь храм. Этот год считается датой окончания строительства.

Кто построил: основные версии

В 1950 году появилась версия о том, что архитектор собора Василия Блаженного известный мастер из Пскова Яковлев Постник с прозвищем Барма. Однако эти данные еще до конца не проверены.

Второй, более правдоподобный, вариант о том, что Постник и Барма — это два разных зодчих, которые принимали участие в строительстве. Имена архитекторов всплыли в 1895 году из рукописного сборника XVII столетия, который обнаружили в архиве Румянцевского музея. В летописи было указано, что “Бог даровал Ивану Грозному двух мастеров Барма и Постник”.

Третья версия утверждает, что храм построил неизвестный мастер из Западной Европы, возможно итальянец. Возможно этот же архитектор занимался и большинством построек Московского Кремля еще до собора. В таком случае можно объяснить оригинальный стиль сооружения, в котором объединились традиции европейской и русской архитектуры эпохи Возрождения. Но этот вариант также пока не подтвержден документально.


Знаете ли Вы? Легенда гласит, что архитекторы Постник и Барма были ослеплены по распоряжению царя после окончания работ, чтобы зодчие больше никому не смогли соорудить подобный собор. Впервые об этом сказании заговорили голштинский посол Адам Олеарий в XVII веке. Он также называл храм иерусалимским.

Мощи Василия Блаженного предали земле возле храма после того, как царь Федор Иванович убедился в святости жития Василия. Соловецкий летописец утверждает, что в 1588 году от мощей святого исцелились несколько человек. Федор Иванович после выполненных чудес приказал построить над гробницей серебряную раку, украшенную жемчугом и камнями. В 1588 году над могилой Василия Блаженного возвели девятую церковь, которая получила имя святого. В архитектурном плане церковь была самостоятельным храмом с отдельными проходами. В период Смуты поляки украли жемчуг и золото с гробницы, нижние постройки использовали как стойла для коней.

Эволюция храма в XVI веке

Сооружение выглядело строгим, но нарядным в середине XVI столетия. Собор расписали в технике фрески с имитацией кладки кирпича. Изначально здание выглядело как храм со строгой композицией. Вокруг шатровой церкви построили восемь отдельных построек, которые стали символами побед в Казанских походах. Комплекс можно было назвать мемориальным.

В зимнее время в соборе не топили, поэтому службы не проводили. В 1588 году достроили девятую церковь, которая стала единственной отапливаемой постройкой. Сооружение посещали паломники и прихожане круглый год, даже в ночное время. Поэтому название этой церкви постепенно перенеслось на имя целого собора. В конце XVI века в храме появились фигурные главы, которые заменили первое покрытие, сгоревшее в очередном пожаре. Об этом событии нет документальных данных, но при правлении Федора Ивановича были построены верхи и Троицы и у Покрова из немецкого железа.

Помещения в соборе небольшие и соединены лабиринтом переходов, поэтому во время больших церковных праздников жители столицы и духовные служители собирались на Красной Площади. Духовенство располагалось на Лобном месте, где установлен аналой. Сам храм стал своеобразным большим алтарем под открытым небом. Российский филолог Дмитрий Лихачев говорил о том, что собор — это символ русского характера. Снаружи вроде бы огромная домина, а внутри маленькие церквушки.

Усовершенствование собора в XVII веке

Согласно данным Википедии, внешний вид храма сильно преобразился в середине XVII века. В 1670 году в архитектурный ансамбль добавилась шатровая колокольня. Верх сооружения из железа, а паперть покрыли черепицей. На стенах появился пестрый орнамент. Пока не реконструировали колокольню Ивана Великого в Кремле в 1660 году, собор был самым высоким зданием в столице.

Существенно изменился храм в 1680 году. Деревянные галереи перестроили на кирпичные, звонницу заменили шатровой колокольней. Престолы тринадцати церквей перенесли в подклет. Раньше сооружения стояли на Красной площади, где когда-то проводились публичные казни. Поэтому здания называли “церквями на крови”. Растительным орнаментом украсили площадки, галереи и парапеты крылец. Достройки закончились в 1683 году, в честь которых сделали надписи на керамических вставках в стенах собора.

XVIII век: пожар и реставрация

В 1737 году в центре Москвы произошел Троицкий пожар, в результате которого собор был почти уничтожен. В этом году в архиве собора впервые в документах появилось имя Ивана Мичурина — архитектор, который проводил работы по восстановлению интерьера. Этот зодчий написал план для реставрации. Екатерина II приказала усердно приступить к ремонту в 1784-1786 годах. На реставрацию царица выделила 10 000 рублей и отдала московскому архиепископу Платону. Главными работами занимался Иван Яковлев.


На северном фасаде храма Василия Блаженного почти целый век стояла Феодосиевская церковь. Восьмерик и барабан этого здания были разобраны, а нижний ярус преобразился в крытую паперть. Помещение второго уровня отдали под новую ризницу, а где была старая в документах не указано. В XVIII веке собор еще не принял современный вид. Со стороны Спасских ворот возле собора стоят две книжные двухэтажные лавки, а от Лобного места был Яблочный ряд. При правлении Александра I лавки сломали, косогор выровняли, а со стороны Лобного места поставили железную решетку.

XIX-XX столетия: основные изменения

Подклет собора в 1812 году отдали для лошадей французов, которые захватили Москву. Когда закончилась Отечественная война в 1812 году, Красную площадь начали снова отстраивать. Однако и в это время собор еще не приобрел нынешнего вида. Архитектор Осип Бове занимался реконструкцией Красной площади в 1817 году.

В это же время стены храма выложили диким камнем и установили ограду из чугуна вдоль Москворецкой улицы. В 1834 году, когда благоустроили Масляной переулок, ограда появилась и с южной стороны собора. В 1890 году храм снова преобразовали: укрепили полы, ризницу украсили витражными окнами. В 1900-1912 годах реставрацией занимался архитектор Сергей Соловьев.

Вы знали, что Храм Василия Блаженного — один из самых больших музеев в стране!

В 1918 году собор Покровы Пресвятой Богородицы вошел в список культурных наследий, которые взяли под государственную охрану. В следующем году службы перестали проводить в верхних церквях. Тогда и началась музеефикация храма. Протоиерей Иоанн Кузнецов получил место первого смотрителя музея. После революции храм был практически разгромлен: из крыши текла вода, многие окна были выбиты, а зимой в помещение залетал снег. В 1920-е годы к ремонтным работам приступили зодчие Александр Желябужский и Николай Курдюков.

В 1923 году в соборе открыли историко-архитектурный музей, заведующим которого стал сотрудник государственного исторического музея Евгений Силин. Жители и гости Москвы посетили музей 21 мая 1923 года. В 1928 году учреждение при соборе получило статус филиалы Государственного музея истории. Невзирая на постоянные ремонтные работы, в храм можно было приходить в любое время. Собор закрывали только один раз — в период Великой Отечественной войны. В 1929 году в церквях полностью запретили проводить службы, а колокола были сняты и переплавлены.

После окончания военных действий, собор снова начали реставрировать. Музей начал работать в 1947 году. В 1954-1955 годах первый раз полностью занялись восстановлением всех стен и исследованием слоев краски. В этот период обнаружили роспись-имитацию под кирпичную кладку XVI века, которую возобновили на поверхностях. В это время были частично перекрыты и перекрашены купола. В 1967-1969 годах главы храма реставрировали и убрали из поверхности железо, заменив его на медь. Этот материал не нуждается в частом обновлении.

Коллекция колоколов музея снова пополнилась в 1990 году, а сегодня собрание является самым богатым в стране. В звоне храма находятся колокола различного веса — от 8 кг до 2,5 т. В музее хранится всего 19 колоколов, некоторые из них изготовлены в России, остальные за границей. Период производства датируется с 1547 по 1996 года. С 1991 года священники из Патриаршего подворья соборов Китай-города и Зарядья регулярно проводят службы по воскресеньям и на второй день Пасхи (Светлой седмицы).

Новый этап работ по реставрации начался в 2001 году и длился десять лет. Ремонт окончился перед 450-летнем юбилеем, а бюджет составил 390 млн рублей. За этот период были восстановлены внутренние помещения десяти сооружений, отреставрирована икона Покровы Пресвятой Богородицы, а нижние этажи получили первозданный облик. В 2017 году храм является филиалом Государственного музея истории, а также вошел в список объектов Всемирного достояния ЮНЕСКО в России.


Архитектурный стиль

Собор строился на протяжении 6 лет исключительно весной и летом. В летописи указано, что мастера обрели южный девятый престол, когда здание было уже почти достроено. Храм получился удивительно симметричным, а это значит, что архитекторы изначально расписали композицию будущего сооружения. Предполагалось, что восемь приделов будут окружать центральную девятую церковь. Для строительства здания использовали кирпич, а для цоколя, фундамента и нескольких деталей декора взяли белый камень. Основные работы были завершены за 4 года. На праздник Покровы все церкви были освящены, кроме центральной, поскольку ее достроили только в 1561 году.

Это интересно. Несмотря на лабиринты проходов и количество помещений, подвалы в соборе отсутствуют. На их месте возвели общее основание — подклет без поддерживающих столбов со сводами. Вентиляция происходила с помощью специальных узких отверстий — продухов. Сначала самый нижний этаж использовали в качестве склада и хранили там царские деньги и золотые ценности некоторых богатых семей. Через некоторое время узкий проход в подклет и вовсе был заложен, а обнаружили его во время реставрации в 1930 году.

Изначально храм отличался необычной композицией — 9 самостоятельных церквей соорудили на общем основании и соединили внутренними проходами, которые окружили центральную церковь. Снаружи вокруг всех зданий возвели открытую галерею-гульбище. Приделы основной постройки перекрыли сводами и увенчали куполами. В архитектурный ансамбль удачно вписалась и трехшатровая открытая звонница с арками, в которых висели крупные колокола.

Сначала собор Василия Блаженного украсили 8 массивными куполами и маленькой главкой над центральным зданием. Для снижения негативного воздействия окружающей среды на используемый строительный материал, все поверхности были окрашены красно-белой краской. Роспись походила на кладку кирпича. До сих пор неизвестно какой именно материал использовали для первоначального покрытия, поскольку он был утрачен при пожаре в 1595 году.

Интерьеры

Не только внешний вид собора завораживает тысячи посетителей. А какими интересностями может похвастаться внутренняя отделка храма Василия Блаженного?

Подклет

Из-за того, что в соборе нет подвалов, галереи и церкви построены на общем подклете — основании из нескольких помещений. Стены подклета толщиной в 3 м сделаны из прочного кирпича и перекрыты сводами. Высота комнат достигает 6,5 м. Для XVI века конструкция подклета на северной части была более чем уникальна. В длинном коробовом своде отсутствуют поддерживающие столбы, а стены имеют узкие отверстия — продухи.

Когда-то в помещения подклета нельзя было заходить прихожанам. В комнатах были глубокие ниши, которые использовали как тайники и хранили там различные ценности. Своеобразные сейфы закрывались дверями, от которых сегодня остались одни петли. Эксперты предполагают, что до 1595 года в подклете прятали казну царя. Считается также, что в тайниках зажиточные семьи хранили имущество подальше от чужих глаз. Сегодня в подклете висит несколько икон. Самой древней является икона святого Василия Блаженного написанная специально для этого собора в конце XVI века.

Войти в подклет можно было по лестнице из белого камня, которая вела из центрального здания собора. Однако знали об этом пути только несколько десятков доверенных лиц. Потайной проход обнаружили в 1930 году во время реставрационных работ.

Церковь Василия Блаженного

Девятую по счету церковь достроили к храму в 1588 году над гробницей самого Василия Блаженного. Мужчину причислили к лику святых после приказа царя Федора Ивановича, о чем свидетельствует надпись на одной из стен. Пристройка получила форму куба и перекрытие из крещатых сводов, а также небольшой световой барабан с главкой. Поверхности покрыли росписью того же стиля, что и главы верхних церквей храма. Пол изготовлен из чугунных плит Каслинского литья.


На верхнем ярусе расположены изображения святых покровителей царского двора: святой Анастасии, Иоанна Предтечи, мученицы Ирины. Южную стену украшает крупная редкая икона, написанная на металле — Богоматерь Владимирская с избранными святыми московского круга. В 1929 году церковь Василия Блаженного закрыли. Только в конце XX века был восстановлен внешний вид здания. На Пасху 1991 года в церкви провели первую службу после долгого простоя. В 1997 году в храме снова начали проводить богослужения по воскресеньям и на праздники. Сегодня это единственная церковь собора, где регулярно проходят службы.

Галереи и крыльца

Все сооружения окружены внешней обходной галереей по периметру. В свое время она была открыта. Галерея обрамляет центральную церковь, а под ее сводами прячутся верхние части храма. В середине XIX столетия галерею застеклили и сделали частью внутренних помещений. Войти на площадки между зданиями можно через арки внешней галереи, которые также соединены с внутренними проходами.

Плоский потолок свода галереи на западной стороне выполнен из кирпича. Конструкция показывает уникальный инженерный прием перекрытия XVI века: сотни маленьких кирпичей закрепили известковым раствором в форме квадратов, ребра которых сделаны из фигурного кирпича. Две галереи объединяют приделы храма в общую композицию. Узкие переходы внутри и широкие площадки производят впечатление “городка церквей”.

Церковь Александра Свирского

Преподобного Александра Свирского почитают 30 августа, а именно в этот день в 1552 году освятили и одну из церквей в юго-восточной части. Также в этот день состоялась и одна из основных битв похода на Казань — конница царевича Япанчи на Арском поле была разгромлена. Сооружение считается одним из самых высоких среди четырех малых церквей — высота составляет 15 м, а площадь — 4,4х2,8 м. В основании лежит четверик, который переходит в небольшой восьмерик и заканчивается световым барабаном цилиндрической формы и сводом.

Первозданный вид внутреннего помещения XVI столетия восстанавливали во время реставрации сначала в 1920 году, а потом в 1979-1980 годах. Пол из кирпича с рисунком “елочка”, ступенчатые подоконники и профилированные карнизы. На стенах повсюду роспись с имитацией под кирпичную кладку. Купол увенчан изображением кирпичной спирали — знака вечности. Реконструкция дошла и до иконостаса. Изображения святых XVI — начала XVIII века вплотную находятся между тяблами (балками из дерева). Нижний ярус иконостаса украшен подвесными бархатными пеленами, на которых можно разглядеть Голгофский крест. Центральное место отдали под двухъярусной паникадило XVI века из меди.

Церковь Варлаама Хутынского

Святое сооружение в юго-западной части освятили в честь Варлаама Хутынского из Новгорода — игумена и основателя Спасо-Преображенского Хутынского монастыря. Считается, что эта церковь появилась в ряде других зданий в соборе Покровы Пресвятой Богородицы благодаря торжественному возвращению царя в Москву из Казанского похода как в раз в день почитания святого Варлаама 6 ноября 1552 года.

Главная архитектурная особенность — апсида (полукруглый выступ здания) неправильной формы. Из-за этого Царские ворота сместились на правую сторону. Четверик плавно переходит в невысокий восьмерик. Световой барабан перекрыли сводом, а за освещение церкви отвечает старейшее паникадило в храме XV века.

Церковь Входа Господня в Иерусалим

В свое время Иван Грозный въехал в Москву победителем Казанского царства на день Входа Господня в Иерусалим, поэтому западную церковь освятили в честь этого праздника. В те годы главная победа в Казанском походе даровала стране звание второго Иерусалима — города, который хранит чистую веру. Сооружение принадлежит к четырем большим церквям. Храм выполнен в форме восьмигранного двухъярусного столпа с перекрытым сводом. Здание имеет большие размеры, а внешнее убранство отличается торжественностью. Сегодня в церкви находится икона Святого Александра Невского в житии XVII век. Эксперты считают, что уникальный образ походит от иконостаса из храма Александра Невского.


Церковь Григория Армянского

Сооружение в северо-западной части получило покровителя из Великой Армении — святителя Григория. Просветитель обратил население и царя в христианство, а также был епископом Армении. Церковь принадлежит к четырем малым пристройкам высотой 15 м с конструкцией четверика переходящего в восьмерик. Основание вытянулось с севера на юг. Апсида сместилась из-за прохода к центральной части собора. Свод установлен над световым барабаном.

Интерьер восстановлен по убранству XVI столетия: старинные оконные рамы, карнизы, полуколонны, кирпичный пол с рисунком “елочка”. Стены побелены как в XVII веке. Внутренний облик гармонично дополняют тоненькие свечи XVII-XIX столетий — большие расписные подсвечники из дерева. Верхняя часть конструкция заполнена металлическим основанием, куда помещали свечи.

Лайфхак для туриста. Если Вам нравится путешествовать и знакомиться с древними религиозными памятниками, то Вы непременно захотите побывать в одном из самых популярных храмов российской столицы — соборе Василия Блаженного. Однако с этим нужно поторопиться, поскольку из-за большого наплыва туристов власти собираются ввести квоты на посещение храма в 2019 году. Все из-за того, что в церковь хотят попасть миллионы посетителей со всего мира. Отправляйтесь в это чудесное место поскорее, чтобы насладиться красотами большого собора на Красной площади.

Церковь Киприана и Иустины

 

Святое сооружение в северной части обрело необычных покровителей. Ими стали христианские мученики Киприан и Иустина, которые жили в Антиохии в III-IV веках. Языческого колдуна Киприана обратила в христианскую веру набожная Иустина. Святые погибли в период правления римского императора Деция. В храме находятся хоругви XVIII века — иконы-знамена времен крестовых походов. Пол из белого камня настелен в том же XVIII веке. Позолоченный резной по дереву иконостас выполнен в стиле классицизма и датируется 1780 годом. В нижнем ярусе иконостаса находятся изображения сцены Сотворения мира первого и четвертого дня.

Церковь Николы Великорецкого

Покровителем южной церкви стал Николай Чудотворец. Икону святого приобрели в городе Хлынове на Великой реке, поэтому образ окрестили Николой Великорецким. Южное здание является одним из самых больших с высотой в 28 м — двухъярусный восьмигранный столп со сводом и световым барабаном. В конце XVIII века пол церкви постлали плитами из белого камня. В период реставрационных работ был обнаружен фрагмент первозданного покрытия из дубовых шашек. Сегодня это единственное место в храме, где сохранился деревянный пол.

Церковь Святой Троицы

В летописях указывается, что храм Покровы Пресвятой Богородицы возвели на месте старинной Троицкой церкви. Восточную пристройку освятили в честь праздника Святой Троицы. Здание принадлежит к большим церквям с высотой в 21 м. Такой же восьмигранный столп, световой барабан и свод на верхушке.

В результате исследований удалось установить форму первого иконостаса. Основная его особенность в необычной форме низких царских врат и трехрядных иконах, которые формируют три канонических чина: Деисус, пророческий и праздничный. В иконостасе расположена и одна из самых древних и наиболее почитаемых икон второй половины XVI столетия — Троица Ветхозаветная.

Церковь Трёх Патриархов

Сооружение в северо-восточной части освятили в честь трех Константинопольских Патриархов: Павла Нового, Александра и Иоанна. Высота церкви 14,9 м, поэтому здание принадлежит к малым церквям. Четверик плавно переходит в небольшой восьмерик со световым барабаном цилиндрической формы.

В сооружении интересная планировка системы перекрытия — на широком куполе расположилась композиция Спас Нерукотворный. Иконостас имеет пять уровней и совмещает в себе элементы классицизма и барокко. Это единственная в храме алтарная преграда XIX века, которую специально разработали для пристройки.

Центральная церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Основную церковь освятили в день праздника Покровы Пресвятой Богородицы. Это здание в форме столпа с основанием четырехгранника-четверика. Благодаря белым треугольникам-тромпам элемент переходит в восьмигранный восьмерик. На верхушке расположен восьмигранный шатер. Центральная церковь является самым высоким сооружением собора. Из разобранного кремлевского храма Черниговских чудотворцев в 1770 году Покровскому собору достался иконостас. Во время реставрационных работ в 1996 году восстановили пол XVI века с маломерного кирпича, выложенного рисунком “в шашку”.

Колокольня

Нынешнюю колокольню соорудили на месте древней звонницы, которая была похожа на звонницу Спасо-Преображенского собора в Больших Вяземах. До середины XVII столетия первая звонница была почти разрушена временем. В 1680 году вместо нее построили колокольню, которая стоит до сих пор. Толстые деревянные балки являются опорой для колоколов, которые находятся в арках и на открытой площадке. Это творения русских мастеров XVII-XIX столетий. Колокола снова стали звонить в 1990 году после распада СССР, а деревянные балки сохранились еще с дореволюционного периода.

Интересные факты

  • До сегодняшнего дня никто точно не знает архитектора, который возвел собор Покровы. Есть несколько догадок и версий. Кто-то считает, что храм построили Постник и Барма, а другие считают, что это был один человек. Некоторые эксперты склоняются к варианту, что церкви и вовсе строил архитектор из-за рубежа. В этом есть смысл, поскольку ансамбль храма не имеет аналогий в древнерусской архитектуре, а вот в западноевропейском похожие здания увидеть можно.
  • Иконостасом собора Покровы Пресвятой Богородицы занимался зодчий Андрей Павлинов, который создал проект еще в 1895 году. Особенность конструкции в том, что это иконостас с заворотом — большие изображения в маленьком храме продолжаются на стенах. Использованы древние иконы — образ Василия Блаженного XVIII века и Богоматерь Смоленская XVI века.
  • Храм несколько раз был практически уничтожен. В период Отечественной войны 1812 года собор французы разместили здесь лошадей, а потом хотели здание взорвать. Позже во время СССР сподвижник Сталина Лазарь Каганович выступал с предложением разобрать церковь, чтобы было больше места для парадов. Деятель даже сделал макет, на котором здание можно было легко убрать. Однако Сталин ответил товарищу строго: “Лазарь, верни на место!”.

Часы работы

Собор Покровы Пресвятой Богородицы работает с ноября по апрель с 11 утра до 4 вечера, а с мая по октябрь с 10 утра до 5 вечера, кроме первого понедельника месяца и вторника.

Цены на билет

Взрослый человек может посетить храм Василия Блаженного за 350 рублей. Категория посетителей со льготами может купить билет за 100 рублей, а для семьи вход обойдется в 600 рублей. Задать интересующие Вас вопросы Вы можете по телефону 7+ (495) 698-33-04 или на сайте www.saintbasil.ru.

Что посмотреть рядом

Поскольку Покровский собор находится в самом центре столицы, то вокруг достаточно достопримечательностей, которые можно посмотреть. К таким принадлежат:

  • Красная площадь. У северо-восточной части кремлевской стены раскинулась Красная площадь на территории в 23 тыс. м2. Появление датируется последним десятилетием XV столетия. Спустя несколько десятков лет пространство получило звание главной площади страны, а его облик кардинально изменился. Когда-то это была торговая точка сотен продавцов, которые торговали различной продукцией в палатках, шалашах и за прилавками. В 1990 году Красная площадь и комплекс Московского Кремля вошли в список объектов ЮНЕСКО. Сегодня главная площадь столицы — зона для пешеходов и самое оживленное место в Москве.
  • Спасская башня. Раньше башня называлась Фроловской, но одно осталось неизменным — это самая известная башня Кремля, на которой находятся знаменитые куранты. Сооружение возвели в 1941 году. Фотографии Спасской башни можно увидеть на многих путеводителях и даже марках времен СССР. Когда-то ворота башни считались святыми, поскольку через них из Кремля шел крестный ход. Всадники всегда останавливались перед ними и снимали головные уборы. На воротах изображен образ Спасителя, которому должен был кланяться любой человек, даже если он не православный.
  • Московский Кремль. Расположен в самом центре столицы. Сегодня здесь находится резиденция Президента. Ансамбль Кремля состоит из десятков памятников архитектуры XIV-XX столетий, а сам Московский Кремль входит в перечень достояний ЮНЕСКО. На большой территории работает центр “Московский Кремль” — культурно-исторический музей, который посещает каждый турист столицы. Бесценные собрания комплекса включают более 60 000 интересных памятников, большинство которых являются частью постоянно действующих экспозиций.

Чтобы лучше понять, стоит ли посещать храм Василия Блаженного, предлагаем Вам прочитать отзывы туристов. Возможно мнения других посетителей помогут Вам решиться на интересное и увлекательное путешествие!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here